IMG 6916умум

4 февраля.
Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина "Искусство Месопотамии".

 

С момента открытия Музея в 1912 году зал был предназначен для показа произведений искусства древних народов Передней Азии. В оформлении зала  "Искусство Древнего Ближнего Востока" Главного здания использованы мотивы росписей дворцов ассирийских царей.

На двух стенах зала помещены слепки, заказанные основателем Музея, профессором И.В. Цветаевым, с барельефов из дворца Ашшурнацирапала II (883–859 гг. до н.э.) в Кальху (современный Нимруд) и Саргона II (722–705 гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Оригиналы хранятся в Британском музее (Лондон), Лувре (Париж) и Переднеазиатском музее (Берлин). Барельефы с ритуальными сценами и изображением военных походов, сопровождаемые клинописным текстом, были своеобразной хроникой жизни и деяний ассирийских царей. При входах в зал стоят огромные изваяния крылатых быков и львов с головой человека. 

В центре зала находится слепок (оригинал - в Лувре) со стелы с законами Хаммурапи, самыми знаменитыми законами древности.

Гордость коллекции – клинописные таблички (которых в ГМИИ хранится более 1700) – свидетельства трехтысячелетней истории Древней Месопотамии. Эти памятники происходят из Шумера, Вавилонии, Ассирии, Каппадокии, Египта и представляют собой тексты самых разнообразных жанров: документы хозяйственной отчетности, юридические документы, деловую переписку торговцев, царские надписи, гадательные тексты. 

Особое внимание в экспозиции уделено развитию письменности на Древнем Ближнем Востоке в III–I тыс. до н.э. Поэтому наряду с клинописными памятниками с территории Передней Азии в зале представлены иероглифические, иератические, демотические египетские тексты и даже кипрская плита с силлабической надписью.

Фотографии